Что важно знать о начальном этапе перехода на электронные трудовые книжки

13.03.2020

1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», которым положено начало перехода на электронные трудовые книжки.

 

Несмотря на то, что сам термин «электронная трудовая книжка» в законодательство не введен, очевидно, что под ней понимаются те самые сведения о трудовой деятельности, формируемые в электронном виде в соответствии с вышеупомянутым ФЗ. Перечень этих сведений предусмотрен ст. 66.1 ТК РФ, п. 2.4 ст. 11 ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Данные сведения с 1 января 2020 года представляются в ПФР работодателями на каждого работника (ст. 66.1 ТК РФ) в том же порядке, в котором представляется и иная отчетность в ПФР.

 

Поскольку ТК не предусматривает немедленного отказа от трудовой книжки установленного образца, то с 1 января 2020 года наряду с «обычной» трудовой книжкой формируется и «электронная». При этом работник вправе отказаться от ведения бумажной трудовой книжки или потребовать продолжать ее вести, для чего он пишет соответствующее заявление своему работодателю до 31.12.2020 г. Об этой опции работодатель обязан уведомить работников до 30.06.2020 г. Если работник не подает никакого из двух заявлений, то работодатель обязан продолжить вести бумажную трудовую книжку. На данный момент форма заявления не утверждена.

 

В случае отказа от ведения бумажной трудовой, она выдается работнику на руки, но не теряет своей значимости, поскольку, как разъясняет ПФР, сведения о предыдущих местах работы, т.е. до начала 2020 г., не вносятся в электронную трудовую книжку, но сохраняются в «обычной», поэтому не нужно спешить от нее избавляться.

Напомним, что переход на электронные трудовые книжки планируется «завершить» 1 января 2021 г., именно с этой даты людям, устраивающимся на свою первую работу, перестанут оформлять обычные трудовые. На данном же этапе, как у кадровиков, так и у работников, возникает немало вопросов, связанных с фактическим осуществлением такого перехода, на которые Минтруд и ПФР продолжает систематически готовить свои ответы.

 

Так, например, в письме Минтруда от 12.02.2020 N 14-2/В-150 предложена формулировка записи в обычной трудовой о выдаче ее на руки работнику, которая нигде ранее не была предусмотрена и вызывала ряд вопросов.

 

Основные комментарии и разъяснения касаются именно порядка предоставления сведений в ПФР, т.е. регулируют техническую часть, интересующую, главным образом, работодателей. См. наприм.: Разъяснения Минтруда по вопросу порядка предоставления сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на работников, которые приговором суда лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (письмо Минтруда от 05.02.2020 № 14-0/10/В-1703);

 

Разъяснения Минтруда по вопросу порядка заполнения мероприятия «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)» графы 3 формы СЗВ-ТД (письмо Минтруда от 05.03.2020 № 14-0/10/В-1704);

 

Разъяснения Минтруда России по вопросу порядка заполнения графы 5 «Код выполняемой функции (при наличии)» формы СЗВ-ТД (письмо Минтруда от 05.03.2020 № 14-0/10/В-1704).

Please reload

Свежие посты
Please reload

Архив
Please reload

Поиск по тегам

© 2020. ООО «НЕФ-КОНСАЛТИНГ». All Rights Reserved.